Глеб Травин
Велопутешественник, проехал по границе СССР больше 85 тысяч километров.
Отец Глеба был лесником в Псковском уезде. Он научил сына доверять природе и уметь выживать в диких условиях. Позднее эти навыки Глеб передал школьникам из кружка «охотников-следопытов», которым руководил. Пригодились они ему и в путешествии, которое Травин задумал еще ребенком.
В 1923 году 10-летний Глеб познакомился с голландским велотуристом. Иностранец объехал всю Европу и посетил Россию. Крепкий легкий велосипед и рассказы о дорожных приключениях восхитили мальчика. Он решил совершить еще более дерзновенное путешествие – объехать необъятную родину на двухколеснике.
В школе он углубленно изучал географию и биологию. В армии занимался слесарными работами. После службы начал вплотную готовиться к поездке. Глеб накатывал тысячи километров по псковским дорогам. Затем отправился на Камчатку строить первую электростанцию. А заодно попробовал себя и двухколесный транспорт в незнакомых условиях.
Травин стартует из Владивостока в октябре 1928 года. Под ним новый американский велосипед. При нем легкое снаряжение и мужество. Он проехал Дальний Восток, Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Центральную и Северо-Западную часть России. А затем по северной границе вернулся на Камчатку, в1931 году.
После трехлетнего марафона Травин посвящает себя спорту в качестве тренера. Он занимается с молодыми велосипедистами, мотоциклистами и автогонщиками.
В 40-х во время Великой Отечественной войны Глеб попадает на Камчатку, где преподает военное дело в моррыбтехникуме.
В Псков он возвращается в 1962 году. До конца своих дней Травин ведет активный образ жизни. Умирает он в октябре 1979 года.
Велопоход вдоль границ СССР - самая яркая страница жизни Глеба Травина. А самый выразительный эпизод на этой странице - дорога по северу. Через снега и льды путешественник двигался на велосипеде, снегоступах и в собачьей упряжке. Глеб вспоминает, с какой радостью он шел к любому редкому селению в бескрайних снегах. И с каким ужасом разбегались оленеводы при виде его велосипеда. Но больше всего северян напугала стойкость Травина, когда он делал сам себе операцию. Он отморозил пальцы на ногах и стал их ампутировать. Женщины, увидев это, закричали: «Черт! Черт! Только черт может резать себя и при этом не плакать».
За «нечистого» Глеба принимали и в Азии. Там велосипед – большая редкость. Ни в таджикском, ни в узбекском языках не нашлось более подходящего названия для этого транспорта чем «чертова телега» - «шайтан-арба».
В пути «телега» заменяла Травину компас. Он перед сном ставил велосипед передним колесом на юг, чтобы утром не тратить время на ориентировку. Еще двухколесник помогал путешественнику … рыбачить. Из спицы Глеб делал крючок. «Я многое вынес из этого похода, - говорил Травин. – Но главное понял, с велосипедом не пропадешь».
Статья полезная, спасибо автору. Но не могу не обратить внимание на неточность формулировки последнего предложения в разделе УХОД ВИЛКИ. "Зависит от сжатия передней и хода вилки". Я думаю более точнее будет написание:- "Зависит от степени сжатия и длинны хода передней вилки, вилки без амортизатора имеют постоянную величину ухода"